Контакты:

Телефон:
8(8652)52-86-53
Электронная почта:
dou_2@stavadm.ru

Адрес:

355042. г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 30

Схематизация образовательного процесса как инструмент работы современного педагога

01.09.2023

Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий  коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир»  даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат,  не задумываются, что при решении  задачи не может получиться 2,5 человека, а из  8  км невозможно вычесть 3 часа.  При выполнении домашних заданий   стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками. В чем проблемы? Специалисты это объясняют тем, что у современного ребенка сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма), отсутствует способность к  длительной концентрации, поэтому они  просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного,  у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Педагог сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности. И начинать нужно с дошкольного образовательного учреждения. Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности как схемы. Схемы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении, прочтении  схем ребенок совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически обобщить. Обучение детей схематизации,  включает в себя формирование умений «читать схемы», то есть видеть за условными обозначениями какое-либо содержание образовательного  материала, создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками, а так же оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением. Овладев этими умениями, ребенок сможет применять схематизацию в познавательной деятельности и социальной действительности. И еще хочется отметить, что освоение техники схематизации оснастит педагогов и детей  способами решения  нетипичных,  олимпиадных,  творческих  задач.

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

  Использование схем-алгоритмов в трудовой деятельности  

 

 

  Использование схем-алгоритмов в планировании совместной деятельности взрослого и детей  

  Использование схем-карточек в образовательной области «Физическое развитие»  

 

 

Использование схем-алгоритмов в познавательном и речевом развитии

Изография  как одно из направлений схемотехники

 Использование схем-карт при формировании умения ориентироваться в пространстве

Использование схем в игровой деятельности

Рисование по алгоритмическим схемам

 

 

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

Алгоритмические схемы для обучения дошкольников составлению описательных рассказовКартинка нажми на ссылку

Алгоритмические схемы для рассказывания сказок

Картинка нажми на ссылку

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта