Учимся жить вместе. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».
Сайт «Доступная среда Ставропольского края»
Центральная психолого-медико педагогическая комиссия
Что такое ПМПК и как подготовиться к ней?
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ. Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Категории детей с ограниченным здоровьем: — с расстройством поведения и общения; — с нарушениями слуха; — с нарушениями зрения; — с тяжелыми нарушениями речи; — с нарушениями опорно-двигательного аппарата; — с отсталостью умственного развития; — с задержкой психического развития. |
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ:
О специально оборудованных учебных кабинетах:
В настоящее время в ДОУ отсутствуют специально оборудованные учебные кабинеты для обучения детей дошкольного возраста, имеющих инвалидность. Работа в этом направлении планируется с учетом конструктивных возможностей здания и помещений дошкольного образовательного учреждения. Для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в ДОУ оборудованы группы компенсирующей направленности.
Об объектах для проведения практических занятий:
Для работы с детьми с ОВЗ ( с тяжелыми нарушениями речи) оборудованы групповые помещения (группы компенсирующей направленности), в которых имеются специально приспособленные кабинеты (места) учителя-логопеда: оснащены специальным оборудованием для развития и коррекции тяжелых нарушений речи. В ДОУ оборудован кабинет психолога, а так же — музыкальный зал.
О библиотеке(ах):
В дошкольном образовательном учреждении отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Об объектах спорта:
Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. В ДОУ для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: балансиры, мешочки с песком, мягкие модули, тренажёры, набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.), ортопедические коврики.
О средствах обучения и воспитания:
ДОУ оснащен современной оргтехникой. В том числе имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проектор, доски. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами. Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей. Во время проведения занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями, проводится подбор и разработка методических материалов в печатных
и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
МБДОУ д/с №2 имеет одно отдельно стоящее двухэтажное здание 1987г. постройки. Территория ограждена забором высотой 1,6 м. Обеспечение доступа в здание дошкольного образовательного учреждения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено Паспортом доступности. На входных воротах на территорию учреждения размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также кнопка вызова дежурного администратора. Также вызов ответственного за сопровождение инвалида по территории и зданию осуществляется вызовом по домофону с поста охраны . Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников (назначены приказом руководителя ДОУ) учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте. На всех дверях имеются маркеры для слабовидящих. К сожалению, конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений внутри здания, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. В группах оборудованы звонки, здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом – не предусмотрена.
О специальных условиях питания
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен. В дошкольном учреждении педагоги имеют доступ к информационно – телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете.
Единый портал цифровых образовательных ресурсов
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников к электронным образовательных ресурсам не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В МБДОУ отсутствует общежитие и интернат.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ отсутствует общежитие и интернат.
Определение ребенка -инвалида в муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Плата за присмотр и уход за детьми в образовательном учреждении
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Федеральная нормативная база Российской Федерации
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон РФ от 24.11.1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Нормативная база регионального уровня
Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском крае
«Дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского края
Локальные акты дошкольного образовательного учреждения
Положение об организации образовательного процесса для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья
Приказ о назначении ответственного сотрудника по обеспечению условий доступности информатизации об услугах образовательного учреждения для инвалидов и оказания им необходимой помощи
Приказ о назначении ответственных за организацию работ по реализации перечня мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида